Семья и школа: процесс адаптации ребёнка к новому коллективу при смене общеобразовательного учебного заведения. Процесс адаптации для ребёнка к школьному обучению начинается с первого дня его поступления в школу. Этот масштабный процесс занимает у 6-7-летнего ребенка большую часть его дня и длиться у всех детей по-разному, в зависимости от способности социализации в обществе.
Процесс адаптации можно разделить на несколько типов:
Первичное приспособление ребёнка к учебному процессу, восприятию учебного материала, правилам поведения и взаимоотношений в школе. Привыкание ученика к более сложному материалу при смене учебной ступени (переход из начального в среднее общее образование, а затем в основное общее образование). Адаптация ребенка к учебному процессу при смене школы, включая и восприятие учебного материала, и новый коллектив.
В данной статье рассмотрим процесс адаптации школьника 6-9ого класса к новому коллективу при смене учебного заведения, так как зачастую этот этап в жизни ребёнка может иметь определённые трудности, и возрастная категория говорит о неустойчиво сформировавшейся личности. В данной ситуации взаимодействие семьи и школы является первоочередным фактором в преодолении психологических барьеров социализации и ускорении адаптации.
При приёме нового ученика администрации школы необходимо провести информационно-аналитическую работу с родителями ребёнка, узнать его психотип (спокойный, малообщительный или коммуникабельный, выраженный лидер), выяснить причины смены школы. Самыми распространенными являются смена места жительства семьи или конфликтная ситуация в предыдущей школе. Получив необходимую информацию, администрация школы должна провести беседу, как с родителями, так и с учеником, познакомить с уставом школы, предупредить о возможных сложностях привыкания ребёнка к новому классу и (или) коллективу педагогов. В свою очередь родители должны оценить социально-психологическую готовность ребёнка к смене школы и помочь ему ускорить процесс интеграции любыми доступными методами.
Разработав определённую методику взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации, можно успешно использовать её для большинства случаев при переходе из одной школы в другую. Если ребёнок активный и достаточно коммуникабельный, то в процессе адаптации завучу, классному руководителю и коллективу педагогов стоит привлечь его к каким-либо школьным мероприятиям. Например, предложить ученику принять участие в конкурсе, олимпиаде, проявить свои таланты в организации школьного праздника и так далее. Таким образом, школа создаст положительную обстановку для развития благоприятных взаимоотношений как с учителями, так и со сверстниками. В свою очередь родители должны одобрять начинания ребёнка и поддерживать его положительный эмоциональный настрой. В данном случае родителям также важно рассказать классному руководителю и другим учителям в каких областях знаний больше всего заинтересован ребёнок, так как это облегчит его привлечение к учебному процессу в целом. Ведь в любом случае родитель лучше знает сильные и слабые стороны своего ребёнка, чем любой учитель в первые несколько дней знакомства.
Если ребёнок малообщителен, то в процессе адаптации коллективу учителей и классному руководителю стоит уделить ему особое внимание. Не следует засыпать нового ученика различными вопросами, пытаясь проявить свою заинтересованность или стараясь разговорить и без того стесняющегося ребёнка. В данной ситуации необходимо создать комфортную и благоприятную обстановку для преодоления личных психологических барьеров ученика: вначале необходимо частичное извлечение информации из замкнутого ребёнка (на перемене при небольшом количестве одноклассников, не навязываясь, поговорить на отвлеченные темы, узнать о его интересах, увлечениях, домашних животных, семье и так далее). Родителям также следует предупредить классного руководителя о возможных особенностях поведения ребёнка и его внешкольных занятиях, провести беседу с ребенком о необходимости нахождения общих интересов с классом. Конечно, такому ученику понадобится больше времени для адаптации в новом коллективе, а родителям и педагогам необходимо набраться терпения, понадобиться провести больше работы друг с другом, с учеником и с классом.
Если причиной смены школы послужила конфликтная ситуация, то здесь также потребуется немало работы по взаимодействию школы и семьи для предупреждения и предотвращения подобных случаев. В предыдущей школе конфликт мог произойти как с коллективом педагогов, так и с одноклассниками. В обоих случаях родителям и администрации школы необходимо адекватно оценить ситуацию, выяснить микропричины, результатом которых стал конфликт, так как настолько серьезная проблема не появляется «в один день».
В любом случае общая методика взаимодействия семьи и школы включает в себя опыт педагогов и внимательность родителей. Перед посещением первого занятия новым учащимся, классному руководителю следует провести небольшую ознакомительно-предупредительную беседу о правилах приема нового члена коллектива в форме обсуждения. Попросить каждого представить ситуацию перехода из одной школы в другую, выяснить, что было бы приятным или неприятным для них при первой встрече с классом и в дальнейшем постараться избежать негативных моментов общения с новым одноклассником. В течение всего периода адаптации классному руководителю необходимо поддерживать тесную связь с родителями поступившего ученика, сообщать о его успехах и недоработках, поведении на уроках, взаимодействии с одноклассниками и контакте с учителями. Тогда как педагогам необходимо создавать ситуацию успешности у ученика (проявлять тактичную заинтересованность в новой личности, хвалить за достижения, стараться избегать конфликтных ситуаций). В то же время родителям следует проявить активное участие в процессе адаптации ребёнка, регулярно интересоваться обстановкой в классе, поддерживать постоянную связь со школой.
К сожалению, в некоторых случаях одна из сторон или обе (школа и/или семья) не имеет достаточного количества времени для проведения мер успешного адаптационного периода школьника к новой среде. В таких случаях привыкание происходит медленнее и имеет больший ряд трудностей. Благоприятное влияние школьной системы и активной помощи родителей просто незаменимы в процессе интеграции и адаптации школьника любого возраста при смене учебного заведения.
Необходимо помнить о том, что каждый школьник является личностью и имеет статус ученика, а это требует индивидуального подхода от школьного коллектива, внимания и поддержки родителей. Также стоит отметить, что в любом взаимодействии школы и семьи, поддержке ученика, создании благоприятной среды для успешного прохождения адаптационного периода ребёнка, следует придерживаться простого правила: «Всё должно быть в меру и своевременно». |