Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 07:53

МБОУ СОШ №23 им. В.П. Антонюка с. Воронцовка МО Ейский район

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 78
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка


Педагогическая статья "Семья и школа: процесс адаптации ребёнка к новому коллективу при смене общеобразовательного учебного заведения".
Семья и школа: процесс адаптации ребёнка к новому коллективу при смене общеобразовательного учебного заведения.

Процесс адаптации для ребёнка к школьному обучению начинается с первого дня его поступления в школу. Этот масштабный процесс занимает у 6-7-летнего ребенка большую часть его дня и длиться у всех детей по-разному, в зависимости от способности социализации в обществе.

Процесс адаптации можно разделить на несколько типов:


Первичное приспособление ребёнка к учебному процессу, восприятию учебного материала, правилам поведения и взаимоотношений в школе.
Привыкание ученика к более сложному материалу при смене учебной ступени (переход из начального в среднее общее образование, а затем в основное общее образование).
Адаптация ребенка к учебному процессу при смене школы, включая и восприятие учебного материала, и новый коллектив.

В данной статье рассмотрим процесс адаптации школьника 6-9ого класса к новому коллективу при смене учебного заведения, так как зачастую этот этап в жизни ребёнка может иметь определённые трудности, и возрастная категория говорит о неустойчиво сформировавшейся личности. В данной ситуации взаимодействие семьи и школы является первоочередным фактором в преодолении психологических барьеров социализации и ускорении адаптации.

 При приёме нового ученика администрации школы необходимо провести информационно-аналитическую работу с родителями ребёнка, узнать его психотип (спокойный, малообщительный или коммуникабельный, выраженный лидер), выяснить причины смены школы. Самыми распространенными являются смена места жительства семьи или конфликтная ситуация в предыдущей школе. Получив необходимую информацию, администрация школы должна провести беседу, как с родителями, так и с учеником, познакомить с уставом школы, предупредить о возможных сложностях привыкания ребёнка к новому классу и (или) коллективу педагогов. В свою очередь родители должны оценить социально-психологическую готовность ребёнка к смене школы и помочь ему ускорить процесс интеграции любыми доступными методами. 

 Разработав определённую методику взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации, можно успешно использовать её для большинства случаев при переходе из одной школы в другую. 
 Если ребёнок активный и достаточно коммуникабельный, то в процессе адаптации завучу, классному руководителю и коллективу педагогов стоит привлечь его к каким-либо школьным мероприятиям. Например, предложить ученику принять участие в конкурсе, олимпиаде, проявить свои таланты в организации школьного праздника и так далее. Таким образом, школа создаст положительную обстановку для развития благоприятных взаимоотношений как с учителями, так и со сверстниками. В свою очередь родители должны одобрять начинания ребёнка и поддерживать его положительный эмоциональный настрой. В данном случае родителям также важно рассказать классному руководителю и другим учителям в каких областях знаний больше всего заинтересован ребёнок, так как это облегчит его привлечение к учебному процессу в целом. Ведь в любом случае родитель лучше знает сильные и слабые стороны своего ребёнка, чем любой учитель в первые несколько дней знакомства. 

 Если ребёнок малообщителен, то в процессе адаптации коллективу учителей и классному руководителю стоит уделить ему особое внимание. Не следует засыпать нового ученика различными вопросами, пытаясь проявить свою заинтересованность или стараясь разговорить и без того стесняющегося ребёнка. В данной ситуации необходимо создать комфортную и благоприятную обстановку для преодоления личных психологических барьеров ученика: вначале необходимо частичное извлечение информации из замкнутого ребёнка (на перемене при небольшом количестве одноклассников, не навязываясь, поговорить на отвлеченные темы, узнать о его интересах, увлечениях, домашних животных, семье и так далее). Родителям также следует предупредить классного руководителя о возможных особенностях поведения ребёнка и его внешкольных занятиях, провести беседу с ребенком о необходимости нахождения общих интересов с классом. Конечно, такому ученику понадобится больше времени для адаптации в новом коллективе, а родителям и педагогам необходимо набраться терпения, понадобиться провести больше работы друг с другом, с учеником и с классом. 

 Если причиной смены школы послужила конфликтная ситуация, то здесь также потребуется немало работы по взаимодействию школы и семьи для предупреждения и предотвращения подобных случаев. В предыдущей школе конфликт мог произойти как с коллективом педагогов, так и с одноклассниками. В обоих случаях родителям и администрации школы необходимо адекватно оценить ситуацию, выяснить микропричины, результатом которых стал конфликт, так как настолько серьезная проблема не появляется «в один день». 

В любом случае общая методика взаимодействия семьи и школы включает в себя опыт педагогов и внимательность родителей.
 Перед посещением первого занятия новым учащимся, классному руководителю следует провести небольшую ознакомительно-предупредительную беседу о правилах приема нового члена коллектива в форме обсуждения. Попросить каждого представить ситуацию перехода из одной школы в другую, выяснить, что было бы приятным или неприятным для них при первой встрече с классом и в дальнейшем постараться избежать негативных моментов общения с новым одноклассником. 
 В течение всего периода адаптации классному руководителю необходимо поддерживать тесную связь с родителями поступившего ученика, сообщать о его успехах и недоработках, поведении на уроках, взаимодействии с одноклассниками и контакте с учителями. Тогда как педагогам необходимо создавать ситуацию успешности у ученика (проявлять тактичную заинтересованность в новой личности, хвалить за достижения, стараться избегать конфликтных ситуаций). 
 В то же время родителям следует проявить активное участие в процессе адаптации ребёнка, регулярно интересоваться обстановкой в классе, поддерживать постоянную связь со школой. 

 К сожалению, в некоторых случаях одна из сторон или обе (школа и/или семья) не имеет достаточного количества времени для проведения мер успешного адаптационного периода школьника к новой среде. В таких случаях привыкание происходит медленнее и имеет больший ряд трудностей. 
 Благоприятное влияние школьной системы и активной помощи родителей просто незаменимы в процессе интеграции и адаптации школьника любого возраста при смене учебного заведения. 

Необходимо помнить о том, что каждый школьник является личностью и имеет статус ученика, а это требует индивидуального подхода от школьного коллектива, внимания и поддержки родителей. Также стоит отметить, что в любом взаимодействии школы и семьи, поддержке ученика, создании благоприятной среды для успешного прохождения адаптационного периода ребёнка, следует придерживаться простого правила: «Всё должно быть в меру и своевременно».
Категория: Мои статьи | Добавил: MarinaUrevna (25.11.2013)
Просмотров: 769 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вконтакте
Горячая линия ГИА
Навигатор23
Питание
1 класс
Навигаторы детства
Объясняем.РФ
Министерство науки
Минпросвещение
Цифровая этика
Сириус
Путь к профессии
Программа воспитан
Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Гос услуги
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Решаем вместе
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz